Филипп Александрович Прибылой

( 1, 2, 3  След. )
Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (0)
Форум » История » Филипп Александрович Прибылой
Онлайн-статус
rullON

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 23.05.2008, cообщений 525
Рыбинск
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:54 / 20.12.09

Это не статья.
Это общий запрос.

Что мы знаем о нем? Когда, где родился? Где работал?
Наверняка фотографировался. Где фото? Были родственики, дети, друзья, сослуживцы...
Не мог человек не оставить след.

Ну что, попробуем собрать инфу об Основателе?

Вобщем, тема достойна серьезного отношения, ибо этот человек заслуживает того, чтоб о нем знали и помнили.

Что мы имеем на Дырчике?

Sbech писал(а):
Ещё инфа:

В конце 50-х годов ленинградский завод "Красный Окрябрь" развернул производство веломоторов модели Д-4, которую разработал в 1935-1937 г.г., сельский фотограф Филипп Александрович Прибылой. Этот 2-тактный мотор не был копией какого-либо заграничного аналога, а являлся отечественной конструкцией. Это был первый в нашей стране массовый двигатель, в котором подача горючей смеси в картер регулировалась цилиндрическим золотником. Его роль выполняла пустотелая щейка коленчатого вала. Мотор получился удачным, выпускался в больших количествах и устанавливался на велосипеды и на легкие мопеды Пензенского, Рижского и Львовского заводов (получившие в народе выразительное название " газульки")
Двигатель Д-4 не имел сьемной головки цилиндров. Его "ствол" был заглушен резьбовым ввертышем, который при сборке расчеканивался. В отличии от других моторчиков, Д-4 располагал двухдисковым сцеплением. Двигатель весил около 9кг, рабочий обьем-45 см., развивал мощность 1л.с. при 4000 об/мин.

C 1961 года "Красный Октябрь" освоил производство модернизированного мотора Д-5, с увеличенной ( с 5,2 до 6 единиц) степенью сжатия. Мощность возросла до 1,2 л.с. при 4000 об/мин , расход топлива остался на уровне 1,5 л/100км.
Высокая тепловая напряженность Д-5 заставила конструкторов применить новый цилиндр с развитыми ребрами и сьемной головкой. Основной недостаток движка - высокую шумность работы- на Д-5 попытались сгладить глушителем большего обьема. В итоге уровень шума действительно понизился до 81-82 дБ (А). Тем не менее, он оставался высокочастотным, режущим ухо. Этот модернизированный двигатель Д-5М завод освоил в 1974 году.

Использование моторчика "Красный Октябрь" на легких мопедах заставило подумать о питании током светотехники. Так родилась следующая модификация - Д-6 с магнето, получившим ротор увеличенного диаметра до 66,2 мм. и увеличенные обмотки.
Cледующая модификация - Д-8 и Д-8Э c ротором еще большего диаметра и обмотками освещения выдающими 12 вольт.
С распадом Советского Союза заводы во Львове и Риге, выпускавшие легкие мопеды, очутившись за границей. обанкротились, попытки возобновить производство "газулек" в Пензе и Санкт-Петербурге успеха не принесли. "Красный Октябрь" продолжает изготавливать свои двигатели, но в особенном исполнении - силовые установки для мотокультиваторов и микроэлектростанций.


http://blogs.mail.ru/community/motovelosiped/



nagant писал(а):
Эт откуда такие введения, к тому же весьма неточные.
По поводу разработки двигателя:
ПЕРВОЕ МЕСТО В СОРЕВНОВАНИИ С ЛУЧШИМИ МОТОРАМИ МИРА

Мысль о простом, экономичном, дешевом и надежном двигателе к велосипеду давно беспокоила многих изобретателей, — она возникла чуть ли не одновременно с появлением самого велосипеда.
За рубежом такие моторчики выпускали различных конструкций. Одни из них крепились на велосипедной раме, другие — на багажнике, третьи — перед рулем, четвертые — на заднем колесе. Разные были и приводы — цепные, ременные, роликовые, трущиеся о шину колеса. Но все эти двигатели имели существенные недостатки: большинство из них было маломощными, ненадежными в работе, мешало при езде, когда приходилось вращать педали ногами.
На велосипедах с такими моторами можно было ехать со скоростью, не превышающей 15—20 км/час, а на подъемах приходилось помогать ногами.
Однажды — это было в 1935 году— сельскому фотографу и страстному велосипедисту Филиппу Александровичу Прибылому случайно довелось увидеть заграничные велосипедные моторы. После их испытаний он решил создать велосипедный двигатель собственной конструкции.
Много было затрачено труда, прочитано книг и журналов, проведено бессонных ночей. Но через два года мотор был готов. Однако и он обладал еще многими недостатками.
Война помешала изобретателю довести начатую им работу до конца. Только в 1956 году, на современном оборудовании Харьковского велосипедного завода, Филиппу Александровичу удалось создать велосипедный двигатель Д-4, который занял первое место в соревновании с лучшими моторами мира.
Этот двухтактный одноцилиндровый двигатель с кривошипом, сейчас выпускает один из советских заводов. Рабочий объем цилиндра диаметром 38 мм, с ходом поршня 40 мм составляет 45 куб. см. Степень сжатия — около 5,2. Мощность при 4000—4500 об/мин равна от 0,8 до 1,3 л. с. Передача от двигателя к заднему колесу велосипеда осуществляется с левой стороны велосипеда втулочно-роликовой цепью. Передаточное отношение от коленчатого вала к ведущей звездочке составляет 4,2:1. Сцепление — фрикционное, двухдисковое, полусухое. Зажигание производится от магнето. Свеча применяется стандартная. Вес двигателя 9 кг.
Двигатель Д-4 выгодно отличается от других подобных двигателей надежностью в работе. Его можно установить на любой мужской велосипед. Сравнительно большая мощность его позволяет велосипедисту преодолевать довольно крутые подъемы, а на больших отрезках пути сохранять постоянную и устойчивую скорость, равную 35 — 40 км/час. С этим мотором можно достичь и больших скоростей, но рама и вилка велосипеда на такую скорость не рассчитаны.
Мотор очень экономичен, он потребляет на 100 км пути всего лишь около литра бензина.
Автору этих строк пришлось сопровождать на велосипеде Прогресс Харьковского завода с мотором Д-4 (правда, с измененным передаточным отношением) гонщиков велосипедных соревнований. Несмотря на весьма сильный состав участников пробега, они ни разу меня не обогнали. Мотор выдержал все испытания.
Конструктор сейчас работает над новой моделью двигателя — такой же мощности, но меньшего размера и веса. К тому же он хочет заменить окисляющиеся части и таким образом продлить срок службы мотора.
Двигатель Д-4 открывает перед нашей молодежью большие возможности. Его можно установить на роллере, соединить с динамо-машиной, которая даст электроэнергию, достаточную для освещения нескольких домов, смонтировать с насосом, качающим воду. Он может приводить в движение небольшой токарный станок и циркульную пилу.
Пользуясь случаем, мы обращаемся к заводу, выпускающему двигатели Д-4. с просьбой: еще повысить их качество, снизить их стоимость и побольше выпускать их в торговую сеть.

К. ПИГУЛЕВСКИЙ,
инженер, секретарь Всесоюзного тренерского совета по велосипедному спорту.
Техника-молодежи №2/58


По поводу начала выпуска мотора: http://www.motoblok.ru/history.htm,
1956 г. - выпуск малолитражных (до 50 см3) двигателей серии "Д";

По поводу надёжности мотора: если двигатель собран правельно, нареканий не вызывает, ломаться не чему, и ресурс у него не меньше чем у Ш и В. У моего Д4-к расход не больше 1,7 литра, был у меня карпаты2 с В501, тот кушал не меньше 2-х литров.




Мослитр писал(а):
- ЗНАМЕНИТОМУ «ДЕШКЕ» БОЛЬШЕ ПОЛУВЕКА
мопедЖил в колхозе мальчишка по имени Филипп Прибылой. Он был тихий, скромный и все что-нибудь мастерил. В 10 лет чинил всем колхозникам часы, в 12 - сделал себе из спичечного коробка фотоаппарат. В 14 лет захотелось ему иметь велосипед, а денег не было. И стал собирать велосипед сам. Раму, руль и педали сделал из дерева, колеса поставил железные - от старой сенокосилки, а вместо цепи приспособил ремень. Так и ездил несколько лет. Настоящий же велосипед купил, только когда начал работать плотником. А в 1935 году, в 18 лет впервые увидев мотоцикл, решил и на свой велосипед поставить двигатель.

20 лет Филипп делал-переделывал двигатели для своего велосипеда. Один за другим, один за другим. Его дом превратился в мастерскую. Соорудил он себе токарный станок и вытачивал на нем детали. Цилиндры отливал в русской печке, в консервной банке.

Было дело, двигатель взорвался. К счастью, все обошлось. А в другой раз даже лежал в больнице, когда разогнал мотор, поставленный на велосипед, и оказался в канаве без памяти.

Так поэкспериментировав некоторое время, решился Прибылой показать свое изобретение инженерам. Сел на велосипед и поехал в Харьков. Двигатель грохотал, как десяток танков, дымил, как пожар, но зато велосипед несся со скоростью мотоцикла.

Подъехал изобретатель-самоучка к Харьковскому велосипедному заводу, но зайти к начальству так и не решился. Постоял, постоял и поехал обратно. Хорошо, главный инженер услышал грохот и, выглянув из окна, увидел клубы черного дыма и удаляющийся велосипед с моторчиком небывалой конструкции. Сел в машину и погнался за необычным велосипедистом. Прибылой несся так быстро, что заводская «Победа» насилу его догнала.

С тех пор Филипп Прибылой работал на заводе. Его научили читать чертежи, делать расчеты, помогли усовершенствовать двигатель. Довести начатую работу помешала война.

Серийный выпуск двигателя Д-4 начался в 1956 году. Он имел степень сжатия 5,2 единицы, работал на бензине А-56, А-66 и развивал мощность в одну лошадиную силу. В Петербурге на заводе «Красный Октябрь» до сих пор продолжается выпуск этих замечательных моторчиков. «Дешки» сначала ставили на дорожные велосипеды, потом на мопеды, а в 60-е годы прошлого столетия и на самокаты.

Своя история, связанная с изобретением Филиппа Прибылого, есть и у меня. В конце XX века у молодежи появилась мода ставить этот двигатель на велосипед «Орленок», причем без педалей. Заводился он с ходу, а управлялся только ручкой газа, сцеплением и ручным тормозом. И вот как-то мой старший сын Сергей, которому тогда было 16 лет, мчится на таком «Орленке». Вдруг догоняют его милиционеры на «Жигулях» и сигналят. Он, конечно, испугался, думал, все - повязали. А милиционер только прокричал: «Семь-де-ся-ят!».

(Здесь не понятно - взят этот текст откуда, или это писал сам Мослитр)


Мослитр писал(а):
nagant писал(а):
Уважаемый Мослитр, не могли бы вы, выложить инструкцию, к двигателю 1953 года, не для доказательства, а для моёй коллекции, просто видел самую раннюю 1957 года, а двигатель 1956, с табличкой с номером и годом, на месте где в поздних моделях выбито на картере.


Доказательств увы нет.. Но кто-то на дырчике выкладывал фотки раннего дэшника с картером, отлитым в песок

В 1956 году Д-4 начал выпускать Красный Октябрь, это верно.
Есть туманная информация что Д-4 выпускал не только Красный Октябрь
Филипп Александрович Прибылой

Филипп Александрович Прибылой


а вот немного о Д-7
http://sovmoto2006.narod.ru/KrasOktabr.htm



Дмитрий 67 писал(а):
К теме розыска исторических документов про моторы Д.

Слышал неоднократно что была такая книга - где было написано про путешествия людей на мопедах и их встречу с Прибылым - автором Д 4. Такая полу - публицистическая книга... Называлась говорят - * Там за поворотом...* Автор - не помнит никто как звался Crying or Very sad Говорят - вроде Шлагбаум - какойто ....
Ни кто не знает как найти - почитать сей раритет ?

Говорят в этой книге описана история создания Д 4 - со слов - Прибылого.



И ффсё...
Яндекс даёт не больше...


Как я понимаю - надо начинать рыть на ХВЗ. В музее...
Что-то там должно быть!

В архиве Харькова могут быть сведения.

?...
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4154, возраст 41
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 02:57 / 21.12.09

Было предложение сгонять к его родственникам, координаты которых есть...
Онлайн-статус
rullON

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 23.05.2008, cообщений 525
Рыбинск
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 09:37 / 21.12.09

А куда? В Харьков?
Онлайн-статус
linil

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 12.01.2009, cообщений 1524
Север Южного Урала.
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 19:46 / 21.12.09

Здесь ведь выкладывалась"Там,за поворотом".Дара.Там пара глав о Прибылом,вся история его развития в сфере велодвигателей.В частности,что карб дешки мог настроить только он сам Very Happy .Почитайте.
Но ушло это всё,ушло.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4154, возраст 41
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:20 / 21.12.09

Ну скажем так, идея эта была не моя, а одного реставратора, координаты семьи Прибылого у него есть, живут они вроде в Питере, хотя скорее всего ошибаюсь, не помню точно, Костя должен помнить. По поводу прошлого... Если про человека забыли на КО, это не значит, что мы тоже должны платить неблагодарностью. Сейчас в стране НЕТ человека, изобретение которого бы выпускалось милионными тиражами и копировалось китайцами. Более того, нет у нас продукта, который бы победил в состязании с импортыми аналогами, как в свое время Дэшка. Человек создал целую эпоху, изобретение пережило его самого. Не знаю я как там и кто ко всему этому относится, но я перед этим великим человеком преклоняюсь. Считаю, что может и не тревожить его семью, а документально зафиксировать жизнь - наша возможность, сказать ему спасибо.

Хотя конечно проще забыть еще одну веху в нашей истории, как это нам советуют делать пиндосы.
Онлайн-статус
Pedro de Pakas

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 13.09.2008, cообщений 959, возраст 29
Санкт-Петербург
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:32 / 21.12.09

вот реально же и не сделали в совке и пост совке ничего настолько массового и хорошего кроме дешки и калашникова Very Happy
Онлайн-статус
rullON

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 23.05.2008, cообщений 525
Рыбинск
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 00:04 / 22.12.09 | Последний раз редактировалось: rullON (09:25 / 22.12.09), всего редактировалось 1 раз

С Калашом самое точное сравнение.
Все нормальные советские пацаны обязательно держали в руках и то и другое. И не просто держали, а конкретно пользовали по назначению. И реально гордились этим.

Цитата:
...движочек был ни разу не единственным...

У Калашникова тоже были конкуренты, и не слабые.
Но простота конструкции, правильность и продуманность самой концепции, технологичность, надежность, низкая себестоимость и высокая ремонтопригодность, сделали этот мотор вне конкуренции. Упоминаемые аналоги, в итоге - остались в истории просто опытными образцами. Не удачными...

Этот двигатель сделал инженерами, механниками и техниками миллионы парней. Фраза "если у тебя не было в детстве мопеда, то инженер из тебя - никакой" - чистая правда. Я с 82-го в машиностроительном производстве и уверенно подтверждаю это на все 100%. У кого не было мопеда, работают чисто по ГОСТам, нормам, инструкциям и методикам. Фантазии и выдумки = 0, шаг влево-вправо от учебника - и они бессильны. Биороботы... И, к сожалению - чем меньше мопедов, тем больше таких техников. Одни манагеры.

Я думаю - этот человек более чем достоен того, чтоб его не забыли!


Беспокоить родственников... Мы-же не денег у них просить собираемся!
И даже те фото и документы, что у них остались - никто не собирается у них забирать. Мы ведь не музей открывать будем.
Лично мне хотелось-бы только услышать их рассказ о Филиппе Александровиче, увидеть его фото в разные годы. Может дневники и записи остались, интересно их почитать... Может статьи в прессе и какие иные издания что-то уже печатали. Понятно - только сканы, не оригиналы.
Думаю, что ни один уважающий своего родственника человек, не откажется обнародовать его биографию. Тем более, в сумме с историей создания мотора, она была бы интересна огромному числу людей.

Наверное первое, что всем пришло на ум, по моему топику - это заваливаться к ним всем клубом с бидоном косорыловки... Типа - повод.

Думаю - для начала можно обойтись простой перепиской. Может быть позвать для общения сюда, на сайт.


Предлагаю, для начала написать им письмо. Может Вагнер напишет что нибудь душевное и искреннее. У него получится. А там видно будет...
Онлайн-статус
Sbech

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.03.2008, cообщений 834
Рига
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 10:08 / 22.12.09

linil писал(а):
Здесь ведь выкладывалась"Там,за поворотом".Дара.Там пара глав о Прибылом,вся история его развития в сфере велодвигателей.В частности,что карб дешки мог настроить только он сам Very Happy .Почитайте.


Ой, я что-то пропустил... Пожалуйста-пожалуйста, где именно выкладывалось?

Edit: О, сам нашёл: Д.Дар А.Ельянов "Там, за поворотом.."
Онлайн-статус
linil

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 12.01.2009, cообщений 1524
Север Южного Урала.
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 14:39 / 22.12.09

Да.согласен,согласен-двигатели Д-достойное творение русского инженера,опередившее на года своё время.Он был настолько хорош,что не требовалось создавать ничего лучше.
Вот и не создавали.А создавали-не запускали в серию.Не требовалось.
Онлайн-статус
Mahovik

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 08.08.2006, cообщений 463
с.Семеновка, АР Крым
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 15:27 / 22.12.09

Целиком и полностью согласен с rullON! Это история и настоящая история! И мне, да думаю и не только мне, очень интересно узнать об этом человеке побольше! А если информацию о Прибылом выложить в инете, то я думаю и родственникам будет приятно что их предка помнят и чтят. Однозначно нужно утановить с ними контакт и сохранить правдивую информацию об этом человеке.
Онлайн-статус
rullON

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 23.05.2008, cообщений 525
Рыбинск
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 15:38 / 22.12.09 | Последний раз редактировалось: rullON (21:31 / 16.01.11), всего редактировалось 3 раз(а)

Давайте составим списочек вопросов, которые нам хотелось-бы прояснить о Прибылом.
Типа - тезисы письма.
Онлайн-статус
linil

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 12.01.2009, cообщений 1524
Север Южного Урала.
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 15:45 / 22.12.09 | Последний раз редактировалось: linil (18:01 / 22.12.09), всего редактировалось 1 раз

1.Если уж товарищ Прибылой был сельским фотографом,может быть остались фотки "эволюции" двигателя.Наверно это может быть интересным.(всё,что о нём написано-без картинок).
Онлайн-статус
rullON

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 23.05.2008, cообщений 525
Рыбинск
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 10:15 / 23.12.09 | Последний раз редактировалось: rullON (21:32 / 16.01.11), всего редактировалось 1 раз

Mahovik писал(а):
Что я бы хотел узнать о Прибылом:
1. Что еще кроме двигателей серии "Д" он сделал?
2. Какие увлечения кроме движков у него были? Ну там рыбалка или грибы любил собирать ну или еще что.
3. Где похоронен? Когда умер?
4. Пошел ли кто ни будь из его детей, внуков по его стопам? Чего добились в жизни дети-внуки?
5. Остались ли чертежи, наброски его идей?
6. Что он хотел сделать, но не успел или не смог?
Онлайн-статус
rullON

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 23.05.2008, cообщений 525
Рыбинск
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 10:20 / 23.12.09 | Последний раз редактировалось: rullON (10:42 / 23.12.09), всего редактировалось 2 раз(а)

Вот что пишут Дар и Ельянов про Прибылом:


ЛЕГЕНДА О ПРИБЫЛОМ.

...Но вдруг мотоцикл затормозил так резко, что его занесло чуть ли не поперек дороги, и светловолосый чубатый парень, упершись ногами в асфальт, поднял на лоб очки-консервы.
— Закурить есть? — спросил он.
Он снял краги, положил их на руль и небрежно взглянул на наш велосипед с моторчиком. (Иртыш)
— Как работает?
— Как покойник.
— Это разве двигатель? — сказал парень. — Вот у нас на заводе делают двигатель, так это двигатель! Свободно дает сорок пять — пятьдесят километров в час. Маленький, легкий. Уж он-то не подведет. Мировой движок!
Он сел возле нас, свесил ноги в канаву и рассказал легенду о Прибылом.
Где-то на Украине жил в колхозе мальчишка, Филипп Прибылой. Парень он был тихий, скромный и все что-нибудь мастерил. В десять лет он чинил всем колхозникам часы, в двенадцать — сделал себе из спичечного коробка фотоаппарат. В четырнадцать лет захотелось ему иметь велосипед, а денег на велосипед не было. Стал делать велосипед сам. Раму, руль и педали сделал из дерева, колеса поставил железные — от старой сенокосилки, а вместо цепи приспособил ремень. Так и ездил несколько лет. А когда стал работать в колхозе плотником, купил настоящий велосипед. В восемнадцать лет он первый раз в жизни увидел мотоцикл. Решил поставить на свой велосипед двигатель, превратить его в мотовелосипед.
Двадцать лет он делал двигатели для своего велосипеда. Один за другим, один за другим. Его хата превратилась в мастерскую. Соорудил он себе токарный станок и вытачивал на нем детали. Цилиндры отливал в русской печке, в консервной банке. Один раз чуть не обгорел, когда двигатель взорвался. Один раз лежал в больнице, когда разогнал двигатель, поставленный на велосипед, и оказался в канаве без памяти. А один раз решил показать свое изобретение инженерам.
Сел на велосипед и поехал в Харьков. Двигатель грохотал, как десяток танков, и дымил, как пожар, - но зато велосипед несся со скоростью мотоцикла.
Приехал к Харьковскому велосипедному заводу, но зайти на завод не решился. Постоял-постоял и поехал обратно. Его увидел из окна главный инженер завода — он услышал грохот, а потом заметил клубы черного дыма и удаляющийся велосипед с моторчиком небывалой конструкции. Главный инженер сел в машину и погнался за велосипедом. Но Прибылой несся так быстро, что машина насилу его нагнала.
С тех пор Прибылой стал работать на заводе. Там научили его читать чертежи и делать расчеты, помогли ему усовершенствовать его двигатель.
— Вот тебе и колхозник! — с восхищением сказал чубатый парень, докуривая сигарету. — Поручили нашему заводу освоить двигатель Прибылого. Прислали из Харькова образец. Мы сделали точно такой же. Стали его заводить. А он не заводится. Харьковский заводится, а наш нет. Бились, бились — ни в какую! Тогда вызвали в Ленинград Прибылого. Он приехал. Всех стесняется. Посмотрел наш двигатель, говорит: «Ясно, що не заведется! Вон в моем карбюраторе дирочка!» Наши инженеры спрашивают: «А зачем она? Ни в одном карбюраторе таких дырочек нет». — «Та бис ее знает! Тильки без дирочки не заведется». Пошли в Политехнический институт к специалистам. Те посмеялись: «Ерунда! Никакой дырочки не нужно. Это у него от технической неграмотности». А факт остается фактом: с дырочкой заводится, без дырочки — нет.
И, подивившись такому казусу, парень простился с нами и уехал...

В ГОСТЯХ У ПРИБЫЛОГО.

Филипп Александрович Прибылой оказался молчаливым добродушным человеком лет сорока. Он жил в первом этаже многоэтажного общежития, возле Харьковского велосипедного завода.
У дверей его комнаты стояло несколько велосипедов с моторчиками.
Эти велосипеды, как вскоре мы поняли, принадлежали его друзьям-изобретателям, которые каждый вечер приезжали к нему со всего города: кто за советом, кто поделиться новостями, а кто — просто так.
В большой комнате было много народу. В одном углу играли дети Прибылого, маленькие Люба и Саша. Люди они общительные, то и дело со двора к ним прибегали шумные ребятишки. В другом углу комнаты полная черноволосая красавица Матрена Карповна, жена Прибылого, готовила на примусе вкусно пахнувший чесноком украинский борщ и громким певучим голосом рассказывала зашедшей соседке, какие хорошие были сегодня на базаре куры.
Филипп Александрович сидел за столом в синей рабочей спецовке, в кепке, каждую минуту готовый выйти во двор к велосипедам или вернуться к своему верстаку в экспериментальный цех, где он проводил почти весь день. Стол был покрыт клеенкой. На нем стояли стаканы с остывшим чаем, полная окурков пепельница и лежал
маленький листок бумаги с чертежом какой-то детали. Вокруг стола сидели изобретатели.
Один изобретатель был высокий, худой, с остроконечной бородкой и длинными отвисшими усами. Он изобрел велопропеллер.
Другой — молодой инженер, чистенький, краснощекий, в голубой рубашке с пестрым галстуком. Каждую фразу он начинал со слов: «Извините, пожалуйста». Он изобрел моторное колесо.
Третий — почтенный седенький старичок, похожий на бухгалтера, вышедшего на пенсию. Он пришел посоветоваться по поводу нового способа изготовления велосипедных труб.
А четвертый посетитель ждал своей очереди. Это был солидный мужчина с изрядным брюшком, в шляпе и очках. Никто не знал, что он изобрел. Он хотел открыть это одному Прибылому. А пока тихо ерзал на табурете, крепко сжимая свое изобретение, бережно завернутое в тряпочку.
В такой обстановке мы в первый раз увидели Прибылого.
На следующий день побывали в экспериментальном цехе велозавода. Там Прибылому была отведена маленькая комната с верстаком, испытательным стендом и шкафом, в котором хранились детали велодвигателя и инструменты. Сюда нередко заходили инженеры из конструкторского бюро и заводоуправления, начальники цехов, мастера, рабочие.
Никто не спрашивал, чем Филипп Александрович занимается. Он мог делать все, что считал нужным. Только рассказывали ему о своих затруднениях и просили: «Не подумаешь ли, Филипп Александрович? Может, что-нибудь сообразишь!» И он соображал. То предложит новый способ испытания велоцепей, то необычную конструкцию велосипедной вилки, то приспособления, облегчающие работу станочников. А вместе с тем он все продолжал совершенствовать велодвигатель.
Когда мы попросили его рассказать свою биографию, он ответил:
— Да чего там! Лучше посмотрим ваши двигатели!
Он притащил наши велосипеды на завод и стал разбирать моторчики.
Филипп Александрович все делал не спеша: и говорил, и работал, и двигался. Казалось, будто он обдумывал каждое свое движение, даже самое простое — прежде неторопливо подумает, а потом возьмет в руку болтик или отвертку; опять подумает, примерится и опять подумает.
О себе он рассказывал скупо. Больше говорил о главном инженере и директоре, которые раньше всех поверили в его двигатель и помогли сделать промышленный образец.
Только через три дня мы узнали, что Филипп Александрович окончил всего четыре класса сельской школы, а сейчас свободно разбирается в специальной литературе, посвященной двигателям внутреннего сгорания. На пятый день он рассказал, что одно время плотничал, потом был сельским фотографом.
Так, каплю за каплей, вытягивали мы из него разрозненные сведения о его жизни. И только в последний день, накануне отъезда из Харькова, услышали от одного инженера, что сейчас Филипп Александрович обдумывает схему моторчика для воздушного велосипеда. Еще несколько лет назад он сделал модель этого моторчика, и, возможно, недалеко то время, когда над Харьковом поднимется маленький вертолет.

НА СЧЕТЧИКАХ — ШЕСТЬ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ

Разобрав наши моторчики, Филипп Александрович сказал: — Они потому капризничали, что плохо отрегулированы. У вас там, в Ленинграде, опыта маловато. А я отрегулирую их как следует, почищу, и можете отправляться хоть на край света.
На край света нам отправляться было незачем, а проехать еще столько же, сколько проехали, мы были не прочь.
Во время этого разговора в цех вошел главный инженер завода.
— А не испытали бы вы наши новые машины? — спросил он. — У них усилены рамы и поставлены амортизирующие вилки. Их надо проверить в дорожных условиях. Хорошо бы поездить по горам.
Наши велосипеды стояли тут же, недалеко от верстака, за которым работал Прибылой. Выглядели они довольно невзрачно. Краска на рамах и вилках стерлась, седла сидели как бы набекрень — косо и лихо, на бензиновых баках — вмятины, на покрышках — заплаты, за багажниками, как хвостики, свисали сыромятные ремешки.
На следующий день мы получили новые велосипеды. Работники экспериментального цеха оборудовали их так, как подсказывал наш опыт, и мы не могли налюбоваться франтоватыми красавцами, которые важно стояли на своих широких шинах, самоуверенно поблескивая никелированными частями.
А в тот угол, где валялись рожки да ножки наших «козликов», мы старались не смотреть. Было такое чувство, будто мы предали их, старых товарищей и верных попутчиков.
«Бедные «козлики»! — думали мы. — Вы достойны славного некролога. Вы перевязаны проволокой и ремешками, ваши седла протерты и позванивают сломанными пружинами, по вы были терпеливы и мужественны, вы делили с нами все трудности, и мы никогда не стыдились вашего невзрачного вида, даже немного гордились им. Мир вашему праху, дорогие «козлики»!»
Из Харькова нас провожал Прибылой вместе со своими друзьями. На всех велосипедах трещали моторчики. Впереди. ехал Филипп Александрович, за ним — мы, потом еще несколько человек, а замыкал кавалькаду маленький, толстенький и грозный усач — начальник пожарной охраны завода.
====================================================================================

Отсюда можно установить следующие факты:
- окончил четыре класса сельской школы. (1923-1927 ??);
- работал в колхозе плотником, потом был сельским фотографом;
- в 14 лет сделал себе велосипед (1930) ездил несколько лет;
- В восемнадцать лет он первый раз в жизни увидел мотоцикл. Решил поставить на свой велосипед двигатель, превратить его в мотовелосипед. (1932);
- Двадцать лет он делал двигатели для своего велосипеда (по 1952);
- приехал на ХВЗ с действующим образцом (1952-1955 ??);
- в 1956г. Харьковский завод уже выпускал Д4;
- в 1956 году ему было около 40 лет (1916 г.р.);
- в это время он жил и работал в Харькове;
- у него было двое детей;

...фигурирует интересная цифра - 1952г... и нет инфы, что он делал с середины 30-х годов...

У Юры на фотке из музея:
Филипп Александрович Прибылой

Стоят даты 1914 (или 11 или 16 ??) - 1982 (или 62 ?)
В комментах:
Двигатели выпускались на заводе "Красный октябрь". Первый д-4 был создан под руководством Филипа Прибылого.

-------------------------------
Онлайн-статус
Sbech

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.03.2008, cообщений 834
Рига
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 10:23 / 23.12.09

Вопрос о том, где же начали промышленно делать первые Д?

С одной стороны - сведения, что Харьковский завод принял и разработал технологию, и начал делать первый собственно мотовелосипед - В-901, там вроде работал сам Прибылой, но с другой стороны - Ленинградский КО, насколько мне известно, первый выпустил комплекты для установки на велосипед... Да и родственники в Питере живут, что тоже может указывать на то, что Ленинград первичен... Не так уж выжно, но любопытно.

И да, действительно, может знают - почему у первого Д индекс именно 4?

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (0) ( 1, 2, 3  След. )
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« Мопеды и мотовелосипеды СССР | Был ли прототип у Дэшки?! »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2018
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Раскрутка и продвижение сайта
OLDIES Studio