Электронное зажигание на микропроцессоре

( 1, 2, 3  След. )
Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (3)
Форум » Лаборатория дядюшки Теслы » Электронное зажигание на микропроцессоре
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:39 / 02.04.16

Собственно его уже сделал Омич Shocked Его схемы красивы и эффективны, беда одна - мне чтобы такое повторить полжизни надо потратить. Не электронщик я, тяжело мне даются все эти страшные схемы.

Но есть желание если не реализовать более простой вариант зажигания на микропроцессоре, то хотя бы подступиться нему. Чем была хороша СЛХ? Школьник мог повторить. Вот теперь надо такое же, только с программируемыми режимами УОЗ. Долго рыл всякие элементы схем, и теперь вроде начала складываться некая картинка. Хотя наши гуру меня несколько раз отговаривали, дескать, глючные они эти процессоры.

Так же для школьников самая простая в освоении платформа, это конечно же Arduino.

Итак, вот моя кривая схема, нарисованная в паинте левой рукой:

Электронное зажигание на микропроцессоре


Пока без уточнения элементов, без всяких там диодных мостов, просто принцип. Есть микропроцессор ATTiny85, он может работать на частоте 1, 8, 16 мГц. Чем меньше частота, тем меньше сбоев в работе. Нога Reset подтянута к плюсу питания резистором. Если на эту ногу подать ноль, то процессор сбросится. Питание от батареи типа "таблетка", например на 3В.

Сначала про выход расскажу. На форуме любителей создавать студийные фотовспышки подсмотрел интересную и очень простую в реализации гальваническую развязку:

Электронное зажигание на микропроцессоре


Собственно, процессор и возбуждает трансформатор на ферритовом колечке через транзистор, чтобы открыть тиристор. На сколько будет жраться батарея - не знаю. Но мне кажется, что терпимо.

Чего я пока не придумал, это как процессору подавать сигнал о смене полюсов. Один из вариантов - подключить к заряжающей катушке через диод неоновую лампу. А к процессору прикрутить фотоэлемент, который будет принимать сигнал. Может обычный обратноподключенный ИК светодиод с этой задачей справится?

Чего я еще попробовал, прежде, чем начал. Я подключал к процессору через полевик повышающий трансформатор, без всяких гальванических развязок. Трансформатор повышал напряжение и заряжал на выходе электролит до установленного значения. За значением этим следил следил процессор через делитель напряжения. Вобщем в пределах от 10 до 400В заряжалось всё быстро и точно до любого заданного значения. Погрешность была 1-2В. Это мне нужно было для самодельной фотовспышки. По такому же принципу работал и самодельный миостимулятор, только преобразователь там был на дросселе. Ничего не глючило. Схемы самые примитивные. Значит при желании можно сделать зажигание и с преобразователем напряжения. При желании можно и без батарейки обойтись.

Что скажете? Стоит ли развивать?
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 23:26 / 02.04.16

Так есть же уже у меня тема как раз для замены СЛХ на АУОЗ. Все уже проверено и работает и даже на АВИТО уже кто-то с востока страны, кажется из Новосибирска, на продажу делал, судя по деталям на плате, как раз по моей схеме. Единственное, он боле простой самый примитивный вариант сделал, а надо бы добавить ограничитель на тиристоре и тогда вообще зажигание становится очень стабильным. Та разработка как раз позволяет с самыми минимальными переделками на основе СЛХ сделать очень приличное зажигание.
Я на алиэкспрессе заказал тиристоров маленького размера BT131-600 и MCR22-8RL1G и они по треку уже пришли пришли даже на мою почту, но извещение, скорее всего, принесут только в понедельник, соответственно, получить смогу только с следующие выходные, но у меня в планах сделать еще более компактную плату, чем имеющаяся сейчас. Просто пока я отдельной платы для него не разводил, т.к. имеющаяся подходит на 100%, просто не припаиваются неиспользуемые детали.

ЗЫ. Свет там почти такой же, как и на моем зажигании с преобразователем напряжения, т.е. намного превосходит тот, что получается при СЛХ.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 23:34 / 02.04.16

Ну для нас, любителей, свет не главное. Главное, это чудовищной силы искра и простота сборки/установки девайса. Радует, что с ферритовым колечком я не ошибся, правда работает)))

Не нравится мне датчик Холла. Его на каждый мотор нужно по-разному устанавливать. Хочется все же обойтись двумя проводами, как на СЛХ. Тогда не важно, какой мотор: триммер, дэха или ФМБ, главное, чтобы была заряжающая катушка.

omich писал(а):
ЗЫ. Свет там почти такой же, как и на моем зажигании с преобразователем напряжения, т.е. намного превосходит тот, что получается при СЛХ.


Я ж говорю, вот мне такое точно не спаять. А свою программу для процессора написать могу.
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 00:04 / 03.04.16 | Последний раз редактировалось: omich (00:14 / 03.04.16), всего редактировалось 1 раз

Я неоднократно писал, что к датчику холла(ДХ) предвзятое отношение из-за неправильной схемы в жигулях, где они очень часто вылетали. Датчик холла очень надежная деталь, если его правильно эксплуатировать, а именно, подавать правильное стабилизированное питание. Достаточно вспомнить, что буквально каждый вентилятор в компьютере имеет ДХ и они там работают десятилетиями, а случаи отказа именно по причине выхода из строя ДХ настолько ничтожны, что можно считать их 100% надежными. Под крышкой зажигания, даже в условиях высокой температуры, тоже пока еще ни одного случая с моим зажиганием выхода его из строя мне не известно, хотя ко мне обращалось не мало человек, кто повторял зажигание.
Просто в самом начале той темы я как раз и проверил идею использовать сигнал с той же катушки как и в СЛХ, но приемлемого результата не получилось, увы. Жаль, конечно, что не получается с катушкой. Идею использовать даже не эту же катушку, а отдельный датчик на V-50 проверял Alllexius, но тоже отказался от этой идеи(как я его не просил, он не стал в первое сообщение своей темы выносить итог темы, поэтому у него все доработано ближе к концу темы).

Ну а на счет программирования, так тут даже и думать ничего не надо. Берется готовая прошивка и заливается в контроллер. Все, это готовая радиодеталь - я его рассматриваю именно в таком ключе, на входе импульс, на выходе импульс, а что там у него внутри, меня не заботит. Я и сам вообще впервые столкнулся с контроллером именно когда применил его в зажигании.

ЗЫ. Ну а датчик холла установить не так и сложно. Все-равно же есть там магниты, которые работают на генератор. Хуже, конечно, если более 2-х полюсов, но, если на моторе уже стояло какое-то электронное зажигание, то наверняка было сделано что-то для получения искры в нужном месте, т.е. этим всегда можно воспользоваться. Можно даже и оптический датчик очень легко приделать в схему вместо холла. Короче, варианты есть.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 00:12 / 03.04.16

Я не говорю, что ДХ ненадежен, я говорю, что его неудобно устанавливать. Под каждый мотор (Д, Ш, В, ФМБ, триммер) надо свое положение искать и делать свое крепление. Может у вас и не получилось именно из-за того, что использовали готовую прошивку. Может там надо было математику подправить и всё.
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 00:23 / 03.04.16

Не. Там проблема в том, что с катушки сигнал приходит со своим изменением УОЗ и это накладывается на кривую в контроллере. По-идее, если учесть это изменение, то можно сделать кривую с этим учетом и это частично выправит положение. Кривые, кстати, я программировал сам и они делаются очень легко. Тут проблема в том, что если будем создавать еще и нагрузку в виде света, то это еще дополнительное изменение сигнала и общая картина становится мало предсказуемой. Т.е. придется под каждый мотор долно и упорно высчитывать кривую. Причем, буквально под каждый мотор свою, что исключает массовое повторение схемы. С датчиком холла повторяемость для каждого мотора, практически, 100% без каких либо напрягов. А так, вообще, ни кто не мешает использовать сигнал с той же катушки, но, повторюсь, я не пошел по этому пути из-за проблем с повторяемостью, я этот недостаток сразу увидел.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 00:29 / 03.04.16

omich писал(а):
По-идее, если учесть это изменение, то можно сделать кривую с этим учетом и это частично выправит положение.


Для начала можно попробовать и так, а дальше видно будет. Момент смены полюсов же от нагрузки не меняется.
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 01:00 / 03.04.16

От нагрузки на обмотку как раз меняется напряжение, а пороговое устройство(любое) будет срабатывать по разному и от этого будет меняться угол, при котором оно будет срабатывать. Я не зря привел пример Alllexius'а, который пытался взять сигнал с датчика, который, казалось бы, должен выдавать импульс строго в одном угловом положении(смею от себя заметить, что там другой нагрузки на датчик вообще не предусматривалось, т.е должен быть идеальный вариант), но и там получилось собственное изменение УОЗ, возможно, из-за индуктивности обмотки, которое наложилось на запрограммированную кривую. В общем, он помучился помучился, поставил датчик холла, и забыл про все проблемы. Просто на эти грабли мы с ним оба пытались наступать и пришли к выводу, что оно того не стоит и проще во сто крат найти куда установить холла, но зато потом иметь абсолютно четкую нужную кривую АУОЗ и кроме этого получить бонус(касается Дэшки) в виде неограниченной ни чем возможности забирать половину периода на освещение. Плюсы однозначно перевесили в пользу холла.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 01:19 / 03.04.16

Плюсы в точности - да есть. Минусы в том, что я схему со всеми этими преобразователями хрен соберу, так же как и большинство людей. У меня даже трансформатор намотать по-человечески не получается.

И есть еще много вещей, которые нельзя воспринимать, как черный ящик (микропроцессор) с четким функционалом. Попробую расписать.

1. Почему вы уверены, что на всех моторах даже одной серии магниты не кривые?

2. Почему вы уверены, что на работу датчика не влияют всякие люфты и грязь?

3. Откуда вы знаете, что установили датчик именно в то положение, где есть начало кривой УОЗ?

Почему меня гложут сомнения тоже постараюсь расписать:

Когда я микропроцессором считываю любой аналоговый датчик, хоть это гироскоп, хоть переменный резистор, хоть датчик тока, эти моментальные значения являются полной ЕРЕСЬЮ. Поэтому считывают всегда несколько значений и применяют соответствующие математические алгоритмы, которые из множества значений вычленяют более менее близкую к истине величину. Далее используют алгоритмы, которые могут с определенной вероятностью предсказать следующую величину, которая БУДЕТ на следующей итерации.

Отсюда и берутся все эти фильтры Калмана и PID-регуляторы. Как оно там всё настроено в предлагаемой прошивке? А как можно настроить? От какой математической модели отталкиваться?

Может процессор считает кривую мотора с отключенными нагрузками, а потом по её изменению сможет внести коррективы. Да много вариантов есть, но дело в том, что мы 99% их даже не видим сейчас.

Есть скорость нарастания сигнала, есть обороты, можно понять, что если для определенных оборотов скорость нарастания сигнала снизилась, то нужно что-то менять. А предварительно микропроцессор может снять кривую с датчиков с отключенными потребителями тока.

Живой пример. Как на микропроцессорах используют светодиод в качестве датчика света? Пропускают через него ток, а потом измеряют период времени, через который внутренняя емкость светодиода разрядится. Вот фига се оборот!
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 01:44 / 03.04.16

1. А пофиг на сколько кривые магниты. Положение датчика ищется для любого магнита за 5 секунд.
2. На датчик холла ни какие(разумные) люфты магнита не влияют. Во всяком случае, там где работало предыдущее зажигание, холл точно будет работать. У меня есть видео в темах, где демонстрируется работа схемы. Там как раз видно, что холл срабатывает четко в том же положении магнита даже в том случае, если менять зазор между ним и магнитом.
Третий вопрос отпадает, поскольку, холл срабатывает четко в одном положении магнита независимо ни от оборотов, ни даже от небольшого изменения расстояния между ним и магнитов(в пределах пол сантиметра). Я на видео демонстрировал "обход контроллера" и метка стоит как вкопанная на любых оборотах.

Алгоритм там простой: Высчитывается скорость вращения и из таблицы берется задержка. Холл по положение выставляется как бы на самые высокие обороты мотора, где по таблице самая минимальная задержка. Т.е. формирование момента искры четко зависит от оборотов и больше ни от каких факторов. Это для машин бортовой компьютер высчитывает еще кучу датчиков типа разрежения в воздушном потоке, температуры, датчиков детонации и еще всякие разные, а для наших моторов типа Дэшки чисто одного АУОЗ зависящего от оборотов за глаза хватает.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 01:48 / 03.04.16 | Последний раз редактировалось: Hammer (01:54 / 03.04.16), всего редактировалось 1 раз

Alllexius зря забросил схему т.к. она очень четко работала бы на FMB, скутерах и на триммерах т.к. у них там магнит для датчика "точечный", возможно даже, что точнее Холла бы срабатывало. Иначе откуда бы брались программируемые коммутаторы для таких систем.
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 01:53 / 03.04.16

Возможно, но у него был только V-50, для которого он и затеял всю кухню. Значительно ранее, где-то у него же, не помню только где, делался даже целый стенд именно для V-50. Было это еще совсем раньше моих разработок. Так что он своим мотором очень давно пытался заниматься, но все как-то не шло, а тут все получилось.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 01:56 / 03.04.16

Важно не то, что у него был В-50, а то, что у него не было доступа к математике процессора. Правда мне кажется, что и на ротор В-50 можно было наклеить неодимовый магнит Wink
Онлайн-статус
omich

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.09.2011, cообщений 436
Железнодорожный
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 02:00 / 03.04.16

Ну почему же не было доступа? Код открыт полностью. Я ему наоборот подсказывал как и что под себя переделать в кривой.
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4340, возраст 45
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 02:01 / 03.04.16

А есть ссылка на код? Кстати да, магнитик наверное и на дэшный ротор можно приклеить, чтобы фронт импульса поднять.

Хотя я всегда проверял катушку светодиодом. Если медленно крутить ротор, светодиод должен гореть. Я думаю, что если на катушке 3-5В, значит "экватор" мы прошли. И при таком вольтаже наверное даже не сильно будет сказываться наличие нагрузки.

На Moped Army тоже народ заморачивается: http://www.mopedarmy.com/forums/read.php?7,3215907

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (3) ( 1, 2, 3  След. )
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« Электрика на мотовелосипед. | ДИСТАНЦИОННОЕ переключение со звезды на треугольник. »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2018
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов