ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

( 1, 2  След. )
Начать новую тему   Ответить на тему Подписчиков (3)
Форум » Бензиновые мотовелосипеды и веломоторы » ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 20:51 / 26.10.23

Всем здравствуйте. Захотелось поделиться историей своей так сказать "болезни" и в режиме сериала рассказать о том, что останется от мопеда ЗИФ-77, если захотеть сделать из него что-то относительно надежное, комфортное и управляемое. (Посмотрим насколько у меня это получится).

Все началось в 22ом году, когда я покупал металлопрофиль на металлобазе. Кто-то умудрился сдать мопед, и я его выкупил по цене металла. Я был без понятия что это за устройство, как это работает. Мопеды видел практически только на картинках. Привлекла меня, в этом устройстве, его легкость и велосипедообразность. Дома я уже загуглил, что это ПВЗ-16ВМ 1967го года.
Я его восстановил из вот этого:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

Получилась не реставрация, а просто восстановление. Поставил я моторчик F-72. Вот захотелось почему-то попробовать
Laughing
Идея (оптимистичная) была такая - собираю, катаемся с девушкой, я на велике, она за мной на мопедке. Я люблю на велике уехать подальше от дома и хочется иногда девушке показать радость таких микропутешествий в выходной. Это очень от работы хорошо дает отдохнуть.
Вот примерно такой результат получился. Щитки я еще не успел покрасить, да и выстукать и выровнять.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Первые покатушки на этой штуке в режиме, что развалится показали мне, что это тема мне дико зашла. Веселье офигенное. Я начала по лесным тропинкам пытаться носиться как на велике.

Однако, меня расстраивала управляемость мопедки. На велике современном для кросс-кантри можно на той же скорости выделываться и ничего тебе за это не будет, вырулишь, перепрыгнешь, не уведет в колею, можно остановиться.

Плюс захотелось ручного сцепления попробовать. Пока мопедку (ПВЗ) чинил , естественно почитал про завод пензенский и модели мопедов. Дико зашел внешний вид ПВЗ-МВ18 ну и ЗИФ-77.

Сформировался концепт ЗИФ-77:
- Китайский мотор, типа f-80
- Колеса велосипедные 26ые
- Обода современные широкие, чтоб покрыха не разобртировалась как на ободах "чайка"
- Спицы новые и толстые
- Дисковые тормоза (легкие мото)
- Вилка гидравлическая, для демпфирования, двухкоронная, для стиля
- Педали оставить, но сделать нормальную каретку под квадрат.

И я начал двигаться к нему.
Продал старый велик Урал, ХВЗ, ненужные запчасти от современного велика, старый комп. Подбил так сказать бюджет.
Нашел в сборе в соседнем городе черный мопед, не на ходу. Какой же он был раздолбанный, я его даже не фоткал, как то не сообразил. Есть только фотка рамы на столе.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Первым делом я его разобрал до голой рамы, чтоб отмыть. Помыл бензином, а он красный!
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


И пошли замеры всяких размеров. Параллельно я заказал все, что мог, цены начали расти (опять), и купил бэушное:
- Веломотор f-100, комплект,
- Тормозные механизмы от каких-то питбайков / снегоходов
- Тормозные диски (мотоциклетные ф190мм, как то за очень дешево, 140 рублей!!!)
- Дешевые и не очень велозапчасти (Шатуны, педали, каретку безрезьбовую (сэкономила мне дофига времени и сил), цепь )
- Всякую мелочевку типа звездочек натяжителя
- Купил вилку от Альфы (гнутую и кривую ) Crying or Very sad

Первым делом я решил все собрать в кучу и примерить. Получилось вот так:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Когда пришел мотор, я с замиранием сердца примерил его к раме и баку, т.к. очень уж красивый бак. Боялся что не влезет, но мен повезло:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


В следующих сообщениях я расскжу чуть детальнее, что я уже успел сделать дальше. (Процесс-то я начал в августе Smile )
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 20:59 / 26.10.23

Первым делом я приделал туда вилку от Альфы. Для этого я приобрел на цветной металлопримеке обрезки д16т (клеймо было даже).
С алюминия изготовил переходники для чашек альфы в стакан ЗИФа. Вот так получилось, мой почти первый опыт точения:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

И да, это уже вторая версия переходника, первую я сделал плохо просадил размеры, да и сделал короткой.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Начитавшись про мотор, да и имея опыт с f-72, подумал, что родной фильтр китайского веломотора как минимум не очень фильтр.

Смоделировал и напечатал корпус. Бумага из фильтра от какого-то автомобиля. Фильтр за 24 рубля, а бумаги там хватило на несколько моих попыток это все склеить и еще осталось. Получился вот такой фильтрик:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

А вот так на карбе.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:13 / 26.10.23

На родном заднем барабане Зифа должен быть храповик со звездой. Мне же попался барабан с осью, звезда никак ни с чем не связана и как там что должно быть уже не ясно.
Однако, в комплекте в веломотором f-72 мне прислали почему-то еще и втулку велосипедную с резьбами с двух сторон, никогда таких не видел и тут вот. А еще храповик под одну звезду. Это храповик как раз левый (на велике то педали спарва).

Так вот, решил я пильнуть втулку. Оттяпать от нее нужную мне обратную резьбу и приварить на фланец. Фланец закрепить так же как и ведомую звезду.

Неделю крутил в руках эту втулку, жалко резать!

В итоге купил резьбовой резец, заточил его косо-криво и принялся тренироваться точить резьбу.
Когда получилось (запортил кучу почти хороших железок) изготовил вот такую деталь:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Она будет крепиться так же как и ведомая звезда. А к ней храповик этот хитрый обратный. А к храповику старая звездочка от горного велика.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды



Рассчитал так, что спереди у меня 40 зубьев (новая красивая черная шатунная система для бюджетных великов), звездочку сзади ведомую к ней на 24 зуба. Можно и больше, выпросил в веломастерской пару сломанных кассет.

Получилось все вот так:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

На фото уже виден функциональный макет натяжителя велоцепи. Дырки я просверлили криво и звездочка гуляет, от этого цепь слетает. Натяжитель решил эту проблему. К этому времени я уже собрал мопед до состояния прокатиться на педалях. И мне удалось это выявить.
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:21 / 26.10.23

Я собрал весь мопед в кучу.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Сидуху я поставил от Урала (велосипеда), кожаная, с пружинами, легкая, стильная. Родное седло облезло до поролона и пахнет курятником.

Руль я поставил таким извращенским способом по двум причинам: посадка более горизонтальная - вытянутая, лучше развесовка и контроль, привычка от кросс-кантри велика, вторая причина, напоминает спидвэйные некоторые мотоциклы 40-60ых.

Мотор обследовал на в поисках аналогичных с f-72 проблем (заусенцев нет в цилиндре, гайки затянуты, ведомая звездочка без заусенцев, цилиндр затянут).

Набодяжил бензину с маслом. И пошел заводить.

Завелся не сразу, почему-то не было искры. Перекрутил катушку-подкову - появилось.
Запустился сразу и почему-то даже холостой был стабильный. Вот это были эмоции, звук меня порадовал, такой низкий (как оказалось это из-за карба, он почти не глушит звук впуска, и поэтому между ног такой бас Very Happy )

Тяга на низких оборотах приятная. Старался не крутить, не трогаться с места. Следил на температурой (весь цилиндр обплевал).

Тормоза меня повеселили. Спереди мне досталось колесо от какой-то риги, барабан больше, чем у зифа. Подумал: "О! Будут норм тормоза, пока дисковые не сделаю". Но колодки превратились в что-то скользкое как фторопласт. В итоге из тормозов только задний вялый.

Задымил весь гараж. Взорвал одно колесо (покрышка разбортируется постоянно, на родные обода нужна уже). Домой пришел счастливый и вонючий.

Впереди еще работы, кое что я из них уже сделал и напишу об этом скоро:
- втулки
- бак (течет и нет крышки)
- раздумья о руле, выносе руля и посадке в целом
- раздумья о тяжелой вилке альфы
- раздумья о натяжителях цепей
- замер температуры мотора
- замер скорости и пробега
Онлайн-статус
Hammer
Завхоз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 05.10.2005, cообщений 4344, возраст 46
Жуковский
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 06:12 / 27.10.23

Шикарно! Я тоже на МВ-18 такую вилку ставил!
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 21:49 / 27.10.23

Бензобак мопеда мне достался с затычкой из деревянного колышка вместо пробки (как и на ПВЗ-16). Колышек - не дело.
На цветмет металлоприемке мне попался обрезок алюминия с готовой накаткой. Вот из него я и выточил крышку бензобака, резьбу функционирующую я ведь уже научился нарезать.
В роли сапуна выступил собственно сапун из мотомагазина. Хотел черный, но был только золотой. Внутри там просто шарик, чтоб при падении на бок мопеда шарик затыкал дыхальце.

Получилась вот такая штука:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:04 / 27.10.23

Несколько заездов к этому времени показали, что посадка тесноватая.
Руль нужно еще вперед подвинуть. Плюс, рулежка достаточно тяжелая оказалась. Вынос руля мал, рычаг выходит какой-то нестабильный.

Как раз этим летом я менял на своем кросс-кантрийном велике руль (ставил более широкий). Вместе с рулем пришлось менять вынос, т.к. мода поменялась и теперь руль у основания толще, чем был раньше. Вынос в магазине был только короткий, короче чем мой старый. Так вот, несколько покатушек я не мог понять в чем дело, почему велик стал таким нервным и нестабильным. Скорость 30км/ч на пересеченке стала какой-то опасной, хотя ранее все было хорошо. Пришлось поменять вынос на более длинный. И проблема ушла. Вернулась стабильность на большой скорости по неровной дороге.

Вот этот случай мне не дает покоя. По моим прикидкам вынос руля (суммарное расстояние от оси рулевого стакана) должен быть больше по длине расстояния выката колеса (расстояние между осью рулевого стакана и осью колеса). Это и дает стабильность на скорости.

Так вот, на мопедах и на той же альфе почему-то это правило не соблюдается. В чем дело?

Для исправления посадки на ЗИФе же, я купил от урала стоечки руля, и поставил их задом-наперед. В итоге руль сместился еще вперед. Приобрел на али по случаю по акции (все по 150) велокомпьютер. Теперь мне известна скорость и расстояние.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


А посадка стала вот такой "спортивной", но вроде как контролируется неплохо мопед, не как велик конечно:


И это дало эффект. Рулить стало легче (вилка-то тяжелая). Стабильность повысилась. Однако, форма руля вверх тормашками не так уж и удобна, руки сползают, руль смотрит вниз. Гнуть мне его жалко

Видимо нужно попробовать простой прямой руль или выгнуть похожий, но более эргономичной формы.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 22:22 / 27.10.23

По вечерам все это время я обдумывал и, в итоге, спроектировал втулки. Трехмерные модели вышли вот такие:

ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Более того, я психанул и заказал обода современные велосипедные 26ые широченные почти 40мм в ширину.
А так же спицы 3мм, подходящей мне ширины

А раз, у меня есть обода, и я знаю точно их размер, то я могу финально рассчитать втулки. С помощью онлайн программ расчета длины спиц (https://www.sapim.be/kalkulyator-spic?) я посчитал диаметр фланцев втулки.

На руках у меня чертежи, в металлоприемке куплены обрезки подходящих размеров. Я готов точить!

Но сначала, я решил напечатать втулки на 3д принтере, собрать колеса и все примерить. Я себя знаю, мог и ошибиться.
В целом все совпало, но вот сфоткал я только саму втулку, эта передняя втулка:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 12:02 / 31.10.23

Hammer писал(а):
Шикарно! Я тоже на МВ-18 такую вилку ставил!

Спасибо, да вилка вроде бы простая. Но должна быть значительно лучше простой пружины.
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 12:19 / 31.10.23

Собрав колесо на пластиковых макетных втулках, убедившись, что все хорошо (спицы длинноваты на 1-2мм запаса резьбы под натяг не хватает) я приступил к точению из алюминия.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


С резьбой на спице я разобраться не смог (накаток таких у нас в городе нет ни у кого), поэтому решил проложить шайбы м5 под ниппель спицы.

Вышла такая вот сборная конструкция, состоящая из 3х частей - центральной втулки, в которой стоят почт соосно подшипники с распорной втулкой. Несоосность получилась где-то 5-10 соток, лучше я не смог выставить. Посмотрим как будут подшипники жить.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

На втулку плотно надеваются, почти напрессовываются, фланцы. Если фланцы нагреть, то надеваются от руки.
Фланцы притягиваются 8ю болтами м6 с фиксатором резьбы. На одном из фланцев отверстия и центровочный буртик под тормозной диск.

Думаю, не должно развалиться. На пвз-16вм передняя втулка тоже сборная, но там 4 тонюсеньких алюминиевых заклепки, которые разбалтываются (я их заменил на болты м4 с нейлоновой гайкой и фиксатором).

Вот такой вот результат получился. Насверлил дырок для облегчения.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

Изначально вся втулка весила 1 килограмм!! После сверления 600 с чем-то (в сборе).

Это моя первая полноценная самостоятельная деталь выточенная на токарном станке. Я ее долго в руках вертел, кайф от того, когда такие штуки получаются.
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 20:34 / 31.10.23

Для сборки колеса подготовил все, чтоб требуется:
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Заспицевал, уже имея опыт на ПВЗ-16вм. Раньше я боялся спицевания и правки колес.
Сейчас же я сделал из обрезка ЛДСП "П"-образную штуку, с дырками под ось колеса. Мебельной струбциной ее притянул к столу и протянул спицы убрав восьмерки, яйца, зонт. Другой струбцинкой притянул 2 планочки от железного конструктора, для контроля яйца и восьмерки. На новом ровном ободе это оказалось крайне просто. Не то что на старом мятом, гнутом.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Надел покрышку 26x2.35. Протектор выбирал под грунт, агрессивный ну и это самая широкая из доступных покрых.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 20:44 / 31.10.23

Меня интересовала всегда температура воздушного двигателя. А тут и вовсе какая-то сложность, масла то нет, что измерять? Сам цилиндр? Похоже, что да. А в каком месте? В мотомагазе я увидел датчики на свечу. Но уж больно дорого 2.5 тыщи.

В итоге, пара вечеров рысканья по али, озону, и магазинам с радиодеталями дали результат, я нашел высокотемпературный датчик, который может измерять до 800 С*. Цена 600 с чем-то рублей. Дорого, все равно, но я заказал.

Датчик называется XH-B310. Термопара в термостойкой оплетке и имеет резьбу
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды

Написано, что ему надо 12 вольт, но он почему-то заработал от 3 батареек ААА (4.5В), был у меня такой держатель под 3 штуки.

Пока закрепил так: в кусочке алюминия нарезал резьбу, сам кусочек подогнал по размеру, так чтоб его можно было аккуратно впрессовать между ребер цилиндра.
ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Пара заездов с уличной температурой и режимом обкатки (27 км/ч максимум на 44ой звезде и 26ых колесах) температуру показывали в 110 С* максимум.

Думаю, нужно более адекватное и красивое крепление сделать не в спешке. Я пытался успеть до снега и таки успел.
Онлайн-статус
Pedro de Pakas

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 13.09.2008, cообщений 986, возраст 33
Санкт-Петербург
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 09:38 / 01.11.23

Более красивое решение для термопары это медная шайба с креплением под термопару, вместо родной свечной, как у заводских датчиков. Можно из большой клеммы сделать.

ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды


Но мотор Т100 клинит независимо от температуры, по моему. Основная проблема это недостаточная жесткость цилиндра.
Моего, который на зифе, хватило на 240км, а тот что на украине вообще через 80 сдох.

ЗИФ-77 и современный взгляд на мопеды
БухгалтерИванов

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 26.10.2023, cообщений 19

Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 10:17 / 01.11.23

Pedro de Pakas писал(а):
Более красивое решение для термопары это медная шайба с креплением под термопару, вместо родной свечной, как у заводских датчиков. Можно из большой клеммы сделать.


Хм, пожалуй, да отличное решение!

Очень красивые аппараты! Глаз радуется!

По моторам T100, меня в целом интересует температура мотора, уж не знаю почему, поиграться видимо больше. А про сам мотор, похоже на то. А кстати, так ли важна обкатка для алюсиловых моторов? И насколько критичен выбор масла, я тут заморочился, нашел допуски для 2Т масла, оказывается, для нагруженных моторов свой допуск, и литруха за 200 такими допусками не обладает вроде как.
Это я в робкой надежде, что обкатка и хорошее масло помогут мотору Т100 жить подольше.
Онлайн-статус
Pedro de Pakas

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
На форуме с 13.09.2008, cообщений 986, возраст 33
Санкт-Петербург
Ответить с цитатой
Ссылка на это сообщение:
Добавлено: 10:27 / 01.11.23

Обкатка в традиционном её виде не особо нужна при современных качестве и точности обработки деталей. К Т100 это не особо относится, но и твёрдое покрытие не прикатается кольцами, чтобы не клинить, как не обкатывай.
Я лил полусинтетику eni, друг синтетику neste, результат один. Пропорции масла были такие что мне кеды уничтожило брызгами из выхлопа, но не спасло.

Начать новую тему    Ответить на тему Подписчиков (3) ( 1, 2  След. )
 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

« Фара для мотосамоката | Мечта С.-Петербуржца собрать мотовел с мотором f50. »



 
© ДЫРЧИК.РУ 2018
info@dyr4ik.ru
www.magazinmopedov.ru Мобильная платформа для втуберов